Thursday, July 11, 2013

Гобустанский Национальный Историко-Художественный Заповедник

Историческая справка.
          Гобустан–всхолмленный гористый участок, занимающий юго-восточное окончание Большого Кавказского хребта, главным образом в бассейне реки Джейранкечмез, между средним и нижним течением рек Пирсагат и Сумгаит.
          Территория Гобустана изрезана многочисленными, иногда довольно глубокими оврагами, балками (по азербайджански – «гобу»). Отсюда и название Гобустан.
          В 1966 году Постановлением Совета Министров Азербайджанской Республики был создан Гобустанский Государственный историко-художественный заповедник, территория которого составляла 4400 га.  Под охрану были взяты горы  Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и холм Язылы. Эти горы расположены  недалеко от Каспийского моря, в юго-восточной части Гобустана. Верхняя поверхность  гор покрыта известняковым пластом из плотного апшеронского мелького ракушечника толщиной до 10-15м, который лежит под слоем наносной почвы в 20-150 см.
            С течением веков под воздействием подземных толчков, солнца,  ветра, атмосферных осадков от краев пласта известняка откалывались глыбы камней и скатывались по склону. Здесь, в районе фантастического разрушения скал  от навалившихся друг на друга огромных глыб образовалось около 20 больших и малых пещер и навесов, служивших людем убежищем от непогоды. На стенах  этих убежищ, внутри и снаружи, высечены  рисунки людей, животных и различные знаки. Именно здесь, сохранился один из интереснейших комплексов памятников древней культуры – наскальные изображения.
             Впервые наскальные изображения Гобустана были выявлены выдающимся азербайджанским археологом И.М.Джафарзаде в 1939 году у подножия горы Джингирдаг и холма Язылы, а в 1940 году в районе гор Беюкдаш и Кичикдаш. Систематическое изучение наскальных изображение Гобустана ведется с 1947 года. На поверхности примерно 1000 скал выявлены контурные и силуэтные рисунки людей, животных, различные знаки и надписи. В настоящее время количество выявленных рисунков превышает 6000, которые охватывают период от верхнего палеолита до средних веков.
              Наскальные изображения Гобустана отличаются разнообразием тематики, оригинальностью сюжетов и определенным художественным мастерством.
               На скалах встречаются изображения  людей мужского и женского пола, диких быков, безоаровых козлов, оленей, львов, диких газелей, лошадей, собак, волков, свиней. И животных неопределенной видовой принадлежности. Также зарегистрированы изображения сцен конной и пешей охоты, батальные сцены, сцены коллективного труда, жертвоприношения, сцена жатвы. Сохранились рисунки одиночных и групповых ритуально-обрядовых танцев, напоминающих современный азербайджанский народный танец «Яллы».  На многих рисунках изображены лодки с весьма схематично намеченными в них людьми. Зафиксированы рисунки примитивной   двухколесной арабы, контурные рисунки рыб,  караванов верблюдов, силуэтные изображения следов  человеческой ступни, рельефной арки, имевшей вероятно культовое значение. Взяты на учет рисунки змей, ящериц, солнца, звезд, свастики, крестов и многих других знаков и тамг.
            Наряду с этими изображениями имеются  высеченные арабским алфавитом надписи, относящиеся к разным периодам средневековой истории Азербайджана, а также древнелатинская надпись, свидетельствующая о пребывании  здесь в конце 1 века, ХП  молниеносного  римского легиона .
             Вблизи подскальных убежищ обнаружено большое количество камней со сквозными отверстиями диаметром 5-8 см, которые применялись для привязи животных. Здесь же на скалах зарегистрировано много чашечных углублений диаметром 15-40 см и глубиной 10-30см. Эти углубления являются самыми древними примитивными сосудами для сбора и хранения дождевой воды, собирания жертвенной крови животных и т.д.
             Очень интересен камень, находящийся у северо-восточного подножия Джингирдага и известный  под названием «Гавалдаш» («Камень-бубен»). При ударе по нему камнями различной величины он издает металлический звон различного тона. Возможно, этот звучащий камень использовался в качестве примитивного ударного музыкального инструмента при совершении ритуально-обрядовых танцев.
            Общими по тематике для гор Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и холма Язылы являются изображения людей, козлов, оленей, диких лошадей, собак, змей, солнца, свастики, тамг, крестов, а также чашечные углубления и сквозные отверстия на камнях. Разница между ними заключается только в стиле оформления, характере построения рисунков для каждого участка – в зависимости от времени их высекания.
            Квадратики для игр, тамги, лунки, изображения львов, крупные рисунки оленей характерны в основном для зоны горы Джингирдаг и холма Язылы и относятся к более позднему периоду. Изображения женщин и мужчин, вооруженных через плечи луками, сцены групповых и одиночных танцев, а также рисунки быков, волков, свиней, лодок и рыб находятся на  горе Беюкдаш и датируются более ранними периодами.
            На территории Гобустана  раскопано и изучено около 40 курганов эпохи бронзы и последующих эпох. В них обнаружены глиняные и керамические посуды, предметы украшения (в основном бусы из ракушечника, амулеты из гальки), оружие и другие материалы.
             В настоящее время  в фондах Гобустанского заповедника хранится более 100 тысяч археологического материала.

         Наскальные изображения и другие, связанные с ними археологические объекты Гобустана являются ценным комплексом памятников древней культуры, по которым можно проследить связь с еще более отдаленными периодами истории. Они дают ценные сведения для изучения древнейшего периода истории азербайджанского народа. Этот комплекс представляет немалый интерес и для изучения ряда вопросов геологии, ботаники, почвоведения и других отраслей науки.

No comments:

Post a Comment